18 января 23:22
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
Процессы глобализации мировой экономики не могли оставить в стороне образование. Использование английского языка для преподавания и кредитов в качестве унифицирующей меры при переходе из вуза в вуз, либо для зачета уже имеющихся кредитов при получении последипломного или второго высшего образования – таковы основные шаги, которые предпринимают европейские высшие учебные заведения в этом направлении. В тенденциях развития программ, получивших название дипломные программы, преподаваемые на английском языке или English-Language-Taught Degree Programmes (ELTDP), мы и попытаемся сегодня разобраться. Сразу оговоримся, что те страны, где английский язык является родным, мы рассматривать не будем. Речь прежде всего пойдет о европейских неанглоговорящих странах.
Согласно исследованию, проведенному европейской ассоциацией по академическому сотрудничеству (Academic Cooperation Association — АСА), ELTDP пока не является широко распространенным явлением в среде западного высшего образования. Всего 2% программ от имеющихся в конкретном вузе читаются на английском языке, а количество студентов, обучающихся на подобных программах, составляет менее одного процента. По времени создания ELTDP – программы молодые. Почти половина из них были организованы после 1998 года. Да и сами образовательные учреждения, предлагающие получить степень на английском языке, не намного старше программ. Большинство из них были созданы после Второй мировой, а треть и того позднее – после окончания холодной войны. Интересна также география развития дипломных программ на английском языке. Самое большое количество программ предлагают Германия (180), Нидерланды (115), Финляндия (85), Франция (33), другие Скандинавские страны, а вот более южные страны – Италия, Испания, Португалия, Греция таких программ либо не имеют вовсе, либо предлагают совсем ограниченное количество (5-10 программ).
Так что же побуждает высшие учебные заведения открывать дипломные программы, преподаваемые на английском языке?
Основная причина – участие в процессе интернационализации образования, ставшее особенно актуальным при объединенной Европе. Наличие ELTDP позволяет местным студентам изучать ряд дисциплин, не выезжая из страны, а иностранцам, не владеющим коренным языком, к примеру, финским или голландским, возможность учиться на английском языке, потому что английский имеет по сравнению с другими европейскими языками самое большое распространение, а учить языки, на котором говорят представители одной отдельно взятой страны, сегодня мало кто хочет. Выгоды для всех очевидны. Университет имеет студентов, страна, выбранная студентами в качестве места учебы, — значительное вливание в экономику (например, бизнес-школы США приносят стране 7 млрд долларов прибыли в год, что является четвертой по доходности статьей экспорта, а в Австралии образование принесло казне доход в 4 млрд долларов – значительно больше, чем от выращивания овец и производства мяса), а сами студенты повышают свою привлекательность на рынке труда, причем порой за счет принимающего государства, потому что за ряд программ платить не нужно. Студенты в этом случае оплачивают свое проживание и бытовые расходы. Справедливости ради следует отметить, что студентам из стран, входящих в Евросоюз, делать перемещения из вуза в вуз намного проще, чем студентам других стран. Специально для них были разработаны такие программы, как Socrates, Leonardo da Vinci, Nordplus, позволяющие студентам начинать обучение в вузе одной страны и заканчивать в университете другой. Если брать во внимание специализацию ELTDP, то здесь явно доминируют два направления – бизнес и менеджмент. Третьей по распространенности специализацией являются инженерные дисциплины.
Так в Германии процент учебных заведений, предлагающих изучение инженерных дисциплин равен 44, за ними следуют бизнес – 35%, естественные науки – 24%, математика и компьютерные дисциплины – 15%. Франция – 44% бизнес, инженерные дисциплины – 28%, Финляндия – 59% бизнес, естественные науки – 26%, Нидерланды –63% бизнес, инженерные дисциплины – 44%.
Две трети программ, преподаваемых на английском языке, относятся к последипломному образованию (postgraduate study). Это также вполне объяснимо. Студенты могут не затрачивать средства на получение степени бакалавра, а сделать это дома, а отделы по управлению человеческими ресурсами международных компаний естественно предпочтут мастерскую степень первой дипломной степени, те ВА. В дополнение к степени выпускник получает опыт обучения, а порой на соответствующих программах и опыт работы за рубежом, что также предпочтительно для работодателя.
Какими качествами, согласно мнению британских рекрутинговых агентств, должны обладать выпускники вузов Соединенного Королевства. В аналитическом опросе британских работодателей, проведенном Ассоциацией рекрутеров выпускников вузов (Association of Graduate Recruiters) cовместно с газетой Financial Times, на первом месте стоит опыт работы. 90 топ-рекрутерам Британии были заданы вопросы с просьбой оценить их по шкале от 1 (наиболее важно) до 4 (не важно совсем).
Ответы распределились следующим образом: баллы Опыт работы как часть программы обучения 1.74 Любая форма личного опыта работы, включая частичную занятость и временную работу 1.93 Различного рода тренинги и повышение квалификации 2.14 Внеучебные мероприятия (членство в клубах, обществах, занятия спортом и т.д) 2.22 Посещение дней (ярмарок) карьеры, презентаций, мероприятий, проводимых рекрутинговыми компаниями 2.42 Специальная подготовка по менеджменту для карьерного роста 2.53 Опыт работы перед поступлением в университет 2.69 Обучение в аспирантуре 2.72 Опыт работы после окончания учебы 2.74 Участие в работе волонтером 2.77
Средняя длительность обучения для получения степени бакалавра – три с половиной года, степени мастера – чуть менее двух лет. Большинство программ требуют TOEFL 213 в качестве формального подтверждения знания английского языка, другие вузы заменяют его на собственные экзамены. Кроме этого при поступлении на МВА может быть запрошен документ, подтверждающий наличие опыта работы. Многие программы, предлагаемые немецкими и французскими высшими учебными заведениями – двуязычные. В таких случаях студенты, как правило, обучаются первые два семестра на английском языке и параллельно изучают немецкий или французский. Согласно данным, полученным АСА, всего в прошлом учебном году на программах ELTDP обучалось 28000 студентов, из них самое большое количество – 6000 в Германии (0,2% от общего количества), по 5000 студентов в Финляндии (0,56% от общего количества) и Нидерландах (1,15% от общего количества). Если рассмотреть этот вопрос в процентном соотношении местных и иностранных студентов от их общего количества, то по сведениям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) картина получается следующая: Германия – 9,6% иностранных студентов, Франция – 8,3%, Финляндия – 3,9%, Нидерланды – 5,1%. Из этого можно сделать вывод, что большинство студентов, обучающихся на английском языке в Финляндии и Нидерландах, относятся все же к местным студентам.
Стоимость обучения варьируется от программы к программе и от страны к стране. За некоторые специальности, например, математика и компьютеры, вносится плата чисто символическая – 300-400 евро, программы МВА – самые дорогие, и цена них доходит до 30000 евро. Что же касается стран, то большинство бесплатных программ на английском языке преподаются в Германии и Финляндии, а наименьшее – в Нидерландах. Причем в большинстве случаев, плата за обучение одинакова как для местных студентов, так и для иностранцев.
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |